Эволюционное развитие удаленной занятости было прервано этапом ускоренного внедрения дистанционного труда под давлением ограничительных «антиковидных» мер. Перманентная угроза COVID или других инфекций в перспективе будет способствовать новым виткам и формам экспансии «заочной» трудовой деятельности.

Социологические опросы показывают, что дистанционная занятость как вынужденно-принудительный вариант трансформации современного рынка труда, имеет неоднозначное восприятие со стороны участников трудовых отношений в РФ и за рубежом. По данным опросов в РФ, сторонниками удаленной занятости выступило не более одной трети респондентов.

В 2020 году в Российской Федерации произошла достаточно быстрая донастройка системы регулирования трудовых отношений, легализующая введение удаленной занятости по инициативе работодателя, в том числе в связи с принятыми государственными решениями. Таким образом, нормативно-правовое поле подготовлено к возможному повторению масштабного перехода к дистанционной работе. По данным проведенных наблюдений, в 2020 году введение в городах-миллионниках РФ принудительной удаленной занятости оставило дома от 20 до 30% от общего числа занятых, что подчеркивает существенный потенциал нового инструмента регулирования общественной жизни.

Практика показала, что экстренный и масштабный ввод удаленной занятости привел к заметным экономическим потерям, в том числе в доходах семей, а также сопровождался снижением качества социальных услуг, оказываемых в дистанционном и полудистанционном режиме. Ярким примером тому служит дистанционное образование школьников и студентов. Данные обстоятельства указывают на неготовность общественных систем к форсированному освоению удаленной занятости.

Реальная жизнь также подтвердила, что часть экономических и социальных рисков вынужденной удаленной занятости государство взяло на себя, расходуя общественные ресурсы, накопленные в прежние периоды. Вместе с тем, ключевая задача государственного управления состоит в недопущении или минимизации экономического ущерба при повторении масштабной дистанционной занятости. Очевидных социально-экономических трансформаций, повышающих одновременно гибкость и прочность всей системы, не наблюдается. Наиболее простым решением, снижающим экономический ущерб, пока остается стратегия уклонения от навязывания экономике удаленного труда даже под влиянием форс-мажорных обстоятельств.

Во-первых, комфортная, на первый взгляд, модель дистанционной работы запускает крупные социальные риски, которые при дальнейшем ее форсировании в полной мере проявятся в обозримом будущем. В частности, к таковым угрозам можно отнести размывание трудовых коллективов, корпоративной культуры и социальной ответственности работодателей, проблему воспроизводства профессионального потенциала в режимах удаленной занятости, негативные последствия разрастания низкоквалифицированного удаленного труда; снижение качества социальных услуг дистанционного характера. Повышенная вероятность реализации указанных рисков обусловлена избытком предложения на национальных рынках труда, а в ряде стран - еще и продолжающимся ростом численности населения. В таких условиях востребованность дистанционного труда как формы маргинальной занятости населения становится весьма рабочим вариантом для внутренней государственной политики.

Во-вторых, форсируемая удаленная занятость превращается в один из инструментов продвижения идеи о повышении уровня глобализации рынка труда. Развитие международных платежных систем и распространение цифровых валют позволяют конструировать нетривиальные, но прозрачные и легальные модели финансовых транзакций для трансграничной удаленной занятости при любых комбинациях национальной принадлежности участников трудовых отношений в треугольнике «работник – работодатель - государство». До настоящего времени национальные границы трудового, налогового законодательства, нормативно-правовой базы об иностранных гражданах успешно сдерживают эти процессы, влекущие не только серьезные социально-экономические последствия, но и имеющие высокое значение для национальной безопасности вовлеченных государств. В лучшем случае, первые шаги к глобализации рынка труда с применением удаленной занятости наиболее вероятны в рамках устойчивых межгосударственных политико-экономических союзов с большим горизонтом планирования.

 

Подробнее - https://www.vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/2667

Результаты исследованийСмотреть полный список исследований